blogs/cmm

November 10, 2004

[потёмки душ] а попинаем-ка и мы эту дохлую лошадь.

Filed under: Imported — cmm @ 10:33 pm

насчёт религиозных чувств и интерпретации оскорблённости оных, по поводу этого вот.

ах вы оскорбились в своих РЧ?, — говорят.  а это, говорят, потому что вы в вере своей не уверены.  и сообщивши сие, скатываются с горочки, довольные проповедью своей.

подобные рассуждения, дети, называются бытовым психоанализом.  бытовой психоанализ есть нынче очень модный в народе вид герметичного дискурса (за отличным описанием герметичных дискурсов на ближневосточном примере пожалуйте сюда вот, очень рекомендую тем кому тематика близка.  остальным тоже можно).  я мечтаю о том дне, когда за публичный герметичный дискурс (а особенно, конечно, за бытовой психоанализ) начнут благородно бить лицо.

тут дело вот в чём.  наш психоаналитик, я так думаю, абсолютно прав: действительно, религиозные люди, ежели ум их не сгнил, а религиозность не напоказ, обычно не могут похвастаться железобетонной твёрдостью своей веры.  но вот далее мыслительный процесс нашего героя заходит в штопор, ибо начинает развивать тему неуверенности в сугубо бытово-психоаналитическом ключе (типа неуверенность ведёт к агрессии и прочая).  то есть он и тут как бы прав, просто дело не в этом.  потому что он почему-то полагает что агрессия первична, а объект вторичен, типа под руку попался со своей странненькой иконой.

а на самом-то деле религиозным людям может быть действительно обидно.  живой мозг разумного человека, видите ли, не может быть упёрто уверен ни в чём метафизическом.  в каждом живом мозге есть хотя бы один активный участок, помеченный треугольным предупреждающим знаком “идут душевные работы”.  причём работы по сути у всех похожи, просто контексты и словари различаются.  у религиозных людей, соответственно, тоже контекст и словарь, понятно какие.  и вот живёт человек себе, мысли да эмоции потихоньку лелеет, а ему туда — хрясь! бревном.

а потом ещё удивляются чему-то.

RSS feed | Trackback URI

19 Comments »

Comment by dimrub |Link
2004-11-10 13:13:34

Мне кажется, особенность данного дискурса в том, что он в первую очередь - рефлексивен. То есть, его объектом в первую голову является его выразитель. Выражаясь русским-детсадовским, кто так обзывается, тот сам так называется. А именно, в совершенно непристойном поведении субъекта видится повышенная неуверенность в себе.

Впрочем, это тоже голимый герметичный дискурс.

(http://livejournal.com/users/dimrub)

 
Comment by cherjr |Link
2004-11-10 13:49:03

герметичный дискурс - это прекрасно

(http://livejournal.com/users/cherjr)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-10 14:32:04

да, преудобнейшая вещь. :)

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-10 14:33:48

> Впрочем, это тоже голимый герметичный дискурс.

угу.
вдвойне даже герметичный, с гарантией до глубины 100 метров.

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by dimrub |Link
2004-11-10 14:35:37

Но только при погружении в пресные пучины.

(http://livejournal.com/users/dimrub)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-10 14:47:32

иначе будет разъеден солью сомнения, да.

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-10 15:13:59

nibbled to death by the salmon of doubt, вот!

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by dimrub |Link
2004-11-10 15:15:22

Однако! А почему salmon? Trout of doubt лучше звучит, нет?

(http://livejournal.com/users/dimrub)

 
Comment by zhenyach |Link
2004-11-10 21:27:05

живёт человек себе, мысли да эмоции потихоньку лелеет, а ему туда — хрясь! бревном

Это “хрясь” - немного из серии “а если на шкаф залезть, то увидишь”.

(http://livejournal.com/users/zhenyach)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-11 00:36:41

Дуглас Адамс сказал лосось, значит будет лосось.
хотя форель мне тоже больше нравится.
и зубы у неё, кажется, есть.

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-11 00:38:54

несомненно.
но аналогия слаба: у нас нету ни малейших оснований утверждать, что обиженному нечего делать на шкафу.

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by igor_krein |Link
2004-11-11 03:23:52

Точно.

Позволю себе в этой связи наглый пиарчик по теме - буквально только что выложил.

(http://livejournal.com/users/igor_krein)

 
Comment by 9000 |Link
2004-11-11 03:44:31

Ещё какие зубки.

(http://livejournal.com/users/9000)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-11 08:48:32

тут не очень понятно об што спор, на самом деле.  ну да, обидятся на бревно.  обсуждать степень виновности обидчика как-то не очень даже и интересно — понятно, что он не виноват / ничего ужасного в виду не имеет / нахходится в своём праве и т.д.

мысля, которую я тут неумело пытаюсь донести — она такая: нету (если мы говорим о разумных и непсихованных, скажем, христианах) никаких догматических “красных флажков” типа “не влезай — убьёт”.  то есть это первая идея, которая возникает в мозгу облаянного человека с бревном, и это вполне естественно и нормально что она там возникает, но она неверна.

есть всего лишь раздражение по поводу упорного непонимания (или нежелания понимать) “обидчиком” языка “обижаемого”.  ну вот как если вы придёте на рынок и, вместо того чтобы честно торговаться с продавцом капусты, будете рассказывать ему про коммунизм, или про то что от капусты рога вырастают, или про то что Вы намерены основать культ Чорной Дубовой Кочерыжки и желали бы предложить ему титул первосвященника.  продавец милицию позовёт, но не потому что для него капуста свята.

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by igor_krein |Link
2004-11-11 23:44:19

Разумеется, это всё так, если речь идёт о непосредственной беседе с продавцом капусты или пусть даже с профсоюзом продавцов капусты. Ключевое слово здесь - непосредственная беседа.

Если же мы говорим о том самом пресловутом бревне, которое было изображено на иконе, то ни о какой непосредственной беседе здесь речи нет. Это форма самовыражения художника без конкретного собеседника. А на всех возможных собеседников не угодишь.

Впрочем, я об этом там подробно написал - если вы прочитали весь текст, а не только первые два абзаца, которые цитируются в моём ЖЖ.

Что касается слов Чингизида, то он всё-таки, похоже, постарался не обобщить их на всех верующих, а только на нетерпимых. Вот цитата: “И тут часто срабатывает один из двух механизмов”. Часто - не значит всегда. Впрочем, над заявлением о том, что нетерпимость есть следствие недостатка веры, надо будет ещё подумать…

…Или же я опять о своём, а вашу мысль снова не уловил. (Мне, кстати, проще на “ты”, но я не обижусь, если не. ;))

(http://livejournal.com/users/igor_krein)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-12 01:41:51

> Что касается слов Чингизида, то он всё-таки, похоже, постарался не обобщить их на всех верующих, а только на нетерпимых. Вот цитата: “И тут часто срабатывает один из двух механизмов”. Часто - не значит всегда. Впрочем, над заявлением о том, что нетерпимость есть следствие недостатка веры, надо будет ещё подумать…

во-во.  глупое заявление.

если ударится в доброжелательные интерпретации чингизидова выступления, то можно получить что-то типа “вообще-то религиозные люди нормальные, но попадаются среди них кое-где порой фанатики, и вот они жутко нетерпимы”.  если говорить про фанатиков и прочую ментально нестабильную публику, то да: там действительно прослеживается тенденция к агрессии как заменителю обдумывания.  но в этом случае всё сообщение сводится к “среди религиозных есть психи”, и информационная ценность сообщения становится равной нулю.

я же говорю, что не надо принимать повышенную чувствительность умных людей к затрагиванию определённой тематики бревном за тупую нетерпимость.

> Мне, кстати, проще на “ты”, но я не обижусь, если не.

запросто, конечно.  я просто первый на “ты” не перехожу, во избежание. :)

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by igor_krein |Link
2004-11-12 01:56:38

> я же говорю, что не надо принимать повышенную чувствительность умных людей к затрагиванию определённой тематики бревном за тупую нетерпимость

Согласен. Впрочем, я очень хорошо понимаю Чингизида: он говорит о массе. Умных людей “подавляющее меньшинство”, отсюда и. Я и сам часто высказываюсь категорично, когда говорю “в общем”, хотя и знаю об исключениях. Каждый раз это оговаривать - влом.

(http://livejournal.com/users/igor_krein)

 
Comment by cmm |Link
2004-11-12 02:27:09

> Умных людей “подавляющее меньшинство”, отсюда и.

“вот за это вас и не любят”, да. :)
фигня, на самом деле.  подавляющее большинство людей вполне адекватно.  просто есть две вещи, которые чрезвычайно ценятся так называемой “интеллигенцией” и которыми большинство людей не может похвастаться: отрефлексированность и умение формулировать.  но это одёжка ума, а не ум.

(http://livejournal.com/users/cmm)

 
Comment by igor_krein |Link
2004-11-12 02:49:18

> “вот за это вас и не любят”, да. :)

Переживу. Если не затопчут, конечно ;)

> отрефлексированность и умение формулировать. но это одёжка ума, а не ум.

Я ценю умение (или хотя бы желание) думать самостоятельно. Это встречается редко. Даже в кругах так называемой “интеллигенции”.

(http://livejournal.com/users/igor_krein)

 

You must be logged in to post a comment.

Or use your OpenID:

Trackback responses to this post

Powered by WordPress